Алгоритм действий по выявлению фактов
жестокого обращения с несовершеннолетним и при выявлении у детей признаков
депрессии
Действия специалистов образовательных учреждений:
1. Работники образовательных учреждений должны
обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут
свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему:
- психическое и физическое развитие ребенка не
соответствует его возрасту;
- неухоженность, неопрятность; апатичность или,
наоборот, агрессивность ребенка;
- изменчивое поведение: переход от спокойного
состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной
нарушения контактов с другими детьми);
- проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией
внимания;
- отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны
на теле;
- повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль,
боли в животе и др.);
- враждебность или чувство страха по отношению к отцу
или матери;
- сильная реакция испуга или отвращения в связи с
физической близостью определенного взрослого;
- судорожное реагирование на поднятую руку,
вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок
сжимается, как бы боясь удара);
- чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого
взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;
- демонстрация «взрослого» поведения, интерес к
вопросам секса;
- обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении
повреждений;
- повышенная драчливость ребенка, агрессивность в
играх и по отношению к другим детям (при играх в куклы дети младшего возраста
озвучивают и воспроизводят действия родителей в игре);
- прятанье в школе дневника, обманы, ложь, острые
эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих оценок, боязнь идти
домой;
- случаи энуреза, энкопреза у ребенка школьного
возраста;
- ребенок много времени проводит в семье знакомых,
одноклассников, соседей, не стремиться домой после школы.
Особенности в поведении взрослых, которые,
предположительно, могут проявлять жесткость по отношению к ребенку:
- в беседе о ребенке родители проявляют
настороженность или безразличие;
- на жалобы по поводу поведения сына (дочери) в
детском саду, в школе реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;
- часто меняют детского участкового врача, переводят
ребенка из одного дошкольного учреждения, школы в другое.
- запрет родителей на осмотр ребенка в образовательном
учреждении;
- необъяснимая отсрочка в обращении родителя и ребенка
за медицинской помощью;
- противоречия в беседе о ребенке, семье, увлечениях
ребенка, совместном времяпрепровождении;
- объяснения о состоянии ребенка не несовместимы с
имеющимися проблемами, физическими травмами;
- родители обвиняют ребенка в полученных повреждениях;
- родители не знают друзей ребенка.
2. Работник образовательного учреждения должен
предпринять следующие меры, если подозревает родителей (или законных
представителей), а также работников образовательного учреждения, в жестоком
обращении с ребенком.
2.1. Необходимо завоевать доверие несовершеннолетнего,
наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в
специальный дневник.
2.2. В случае получения оснований полагать, что с
несовершеннолетним жестоко обращаются, не должным образом воспитывают,
применяют насильственные формы воздействия, психически угнетают, проявляют
безразличие к ребенку и т. д., необходимо осуществить выход в семью ребенка
(изучить условия проживания несовершеннолетнего, установить контакты с семьей,
побеседовать с родителями (или законными представителями), близкими
родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в образовательном
учреждении).
2.3. При втором и третьем уровнях жестокого обращения
организовать осмотр ребенка медицинским работником (при отсутствии - другим
специалистом учреждения), зафиксировать (запротоколировать) следы побоев и
других форм физического насилия. Принять меры, с учетом возраста ребенка, к
оказанию медицинской помощи ребенку (при необходимости), обеспечению
безопасности ребенка, вплоть до отобрания его из семьи, в соответствии с
законодательством (передача ребенка другому родителю (родственнику), временное
помещение ребенка в больницу, вызов социальной службы экстренного
реагирования).
В результате
предпринятых действий можно прийти к следующим выводам:
- предположение подтверждается (не подтверждается);
- решение проблемы не терпит отлагательства и требует
подключения специалистов.
Особого внимания требуют семьи, в которых существует
«установка на агрессию». Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном
случае является выражением привычного способа поведения.
3. При выявлении случая жестокого обращения с ребенком
со стороны родителя (или законного представителя), работника образовательного
учреждения, необходимо:
- немедленно направить информацию (в письменной форме)
руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого
обращения с ребенком;
- руководитель образовательного учреждения
незамедлительно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет
письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в
органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и
воспитания ребенка (приложение № 1);
- педагогу, на которого возложены обязанности по
организации работы, направленной на профилактику жестокого обращения, заполнить
форму сведений о несовершеннолетних, пострадавших в результате насилия
(приложение № 2).
В целях защиты
прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения,
необходимо:
- совместно с заинтересованными службами (медицинские
работники, психологи, специалисты по социальной работе, педагоги) разработать
план реабилитации несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения (в
течение двух рабочих дней с момента подтверждения факта жестокого обращения),
включая работу с семьей несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого
обращения;
- непосредственно организовать проведение мероприятий
в соответствии с планом реабилитации;
- направить информацию в комиссию по делам
несовершеннолетних и защите их прав по месту проживания ребенка и рассмотреть
вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности, в соответствии с
действующим законодательством.
Приложение № 1
В органы опеки и попечительства
____________________________
(должность, место работы)
Заявление
«
__» _________ 200____ года в ____ часов ______ минут были обнаружены (указать
кем) признаки жестокого обращения с несовершеннолетним (указать
несовершеннолетнего, в отношении которого было допущено жестокое обращение, его
место жительства, место учебы), в отношении которого неустановленными лицами
(либо указать конкретных лиц, если они известны потерпевшему) были совершены
(указать совершенные действия). Признаками, дающими основания подозревать
жестокое обращение, являются (указать конкретные признаки).
Прошу
рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности.
«___»_________200__года
_________________________ ______________ ________________
(должность
руководителя)
(подпись) (Ф.И.О.)
Приложение № 2
Межведомственная форма учета сведений о
несовершеннолетних, пострадавших в результате насилия в семье
1.
Ф.И.О несовершеннолетнего, дата рождения
2.
Дата, время и место проявления насилия в отношении несовершеннолетнего
3.
Источник получения информации
3.
Адрес проживания, социальный статус семьи
4.
Сведения об обидчике: степень родства, возраст, место проживания,
место
работы
5.
Краткое описание случившегося
6.
Последствия
7.
Принятые меры
«___»_________200__года
________________________ _______________ ______________
(должность
руководителя)
(подпись)
(Ф.И.О.)
|